ЗАЗ 965


ЗАЗ-965 – это легковой автомобиль советского производства, который относился к классу А. С самых первых лет автомобиль очень хорошо воспринимался покупателями и не получал в свой адрес серьезных нареканий. Достаточно хорошо «запорожец» себя зарекомендовал при езде в селах или по плохим дорогам. Высокому показателю проходимости способствует гладкое днище, независимая подвеска на все 4 колеса, а также большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса.

Владельцы «горбатого» любили его не только за хорошую маневренность и прочный кузов (за счет только двух дверей), но и за экономичность, а также – простой в ремонте двигатель.

Годы выпуска: 1960–1963 годы (965А – с 1962 по 1969 год)

Название:

К моменту передачи техдокументации и всех наработок на «Коммунар» в 1959 году московские конструкторы уже разработали свой вариант двигателя, двухцилиндрового оппозитного, объемом 748 см, воздушного охлаждения; также образцы двигателя разработал НАМИ: один – оппозитный 965Г, а другой с V-образным расположением под индексом 965В. Оба с воздушным охлаждением. Выбор в итоге пал на 965В, индекс 965 также получает и новая машина, выпуск которой начинается в 1960 году.

Место производства:

ЗАЗ-965 – детище сразу двух предприятий. Мелитопольский моторный завод (МЕМЗ) по разработкам НАМИ сделал 23-сильный четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель МеМЗ-965, Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), прежде специализировавшийся на производстве комбайнов и тракторов, собрал остальную часть автомобиля. Позже, в 1975 году, МеМЗ вошел в состав ЗАЗ.

ЗАЗ 965

Характеристики:

Максимальная скорость: 100 км/ч
Мощность: 30 л. с.

Цена:

В 1960 году стоил 18 000 дореформенных рублей, после денежной реформы – 1 800 руб.

Историческая справка:

Продукцию завода ГАЗ между тем мало кто мог себе позволить: «Волга» и особенно «Чайка» считались элитными авто для избранных. А первый массовый автомобиль «Москвич-400» к тому времени уже устарел и перестал выпускаться. Пришедшие ему на смену модели получились не только мощнее и качественнее, но и дороже. Требовалось в том числе и транспортное средство, позволившее бы сесть за руль инвалидам. Таких людей много осталось после Великой Отечественной войны.

В советских реалиях европейская чисто городская микролитражка превратилась в автомобиль, вполне пригодный для эксплуатации на неблагоустроенных дорогах и даже кратковременно – за их пределами. Двигатель был полностью отечественной разработки, в то время как трансмиссия, включая рычажное сцепление с тросовым приводом и четырехступенчатую коробку передач, сблокированную с главной передачей, практически повторяла Fiat. Были выпущены и инвалидные модификации с ручным управлением. Инвалидам ВОВ такие машины выдавались бесплатно на семилетний срок эксплуатации без права продажи и передачи.

За 9 лет всего с конвейера сошло 322 166 экземпляров, в том числе и их модификаций.

Редкую, но вполне реальную возможность получить автомобиль в Союзе предоставляли лотереи, которые, разумеется, тоже контролировались государством. Купив билет за 30 коп., человек мог выиграть, например, ГАЗ-24 стоимостью около 9000 руб., но шансов на это было немного. Однако именно таким образом у Владимира Путина оказался его знаменитый белый ЗАЗ-966. В 1972 году мать будущего президента выиграла эту машину в лотерею.

«Запорожец» был у Владимира Путина. Когда президент знакомился с болидом «Формулы-1», то удивился: «У меня в „запорожце“ и то было больше места». В 2006 году Путин похвастался Бушу-младшему восстановленным «запорожцем»: «Это моя первая машина, я ее купил, когда еще был студентом. Это было в 1972 году».

«Запорожец» плотно вошел в анекдоты и кинематограф. На машине ездили и обсуждали в фильмах «Мимино», «Королева бензоколонки», «Будьте моим мужем». А главный ее перформанс – в курортной романтической комедии «Три плюс два», где ЗАЗ-965 великолепно сыграл роль второго плана. Герой Андрея Миронова дал ей очередное прозвище: «Консервная банка системы „запорожец“».

Известные личности, у которых был этот авто:

«Запорожец» был у Владимира Путина. Когда президент знакомился с болидом Формулы-1, то удивился: «У меня в «Запорожце» и то было больше места».
В 2006-м Путин похвастался Бушу-младшему восстановленным «Запорожцем»: «Это моя первая машина, я ее купил, когда еще был студентом. Это было в 1972 году». «В буфете вместо сдачи ей дали, по-моему, пару билетов или один билет. Стоил он 30 копеек… Жили в одной комнате, в коммунальной квартире, на пятом, последнем этаже. У нас даже душа не было. И вот в таких условиях выиграла мама вот эту машину. Очень хорошо помню семейный совет, когда мама с папой за столом сидели и думали, что с этим делать. И вдруг мама говорит: возьмем машину, пусть сынок ездит на машине. Понимаете, что это значило для моих родителей?» — вспоминал Путин в 2018 году.